Preview

Юридическая наука и практика

Расширенный поиск

Правовое регулирование постановки нравственного воспитания учащихся в учебных заведениях Российской империи второй половины XIX – начала XX века

https://doi.org/10.25205/2542-0410-2021-17-4-5-14

Аннотация

Анализируются правовые основания, комплекс источников и юридических средств осуществления нравственного воспитания в школах Российской империи второй половины XIX – начала XX в. Представлены основные законодательные акты – уставы, правила и циркуляры, определявшие регулирование воспитательной работы в школе на общегосударственном, учебно-окружном и локальном уровнях. Сделан вывод о том, что волей законодателя закреплены целевые установки нравственного воспитания учащихся, пределы власти ответственных субъектов и регламентированы основные направления воспитательной работы. Вместе с тем циркулярные распоряжения Министерства народного просвещения не всегда содержали механизм достижения цели, передавая этот вопрос на уровень учебно-окружного начальства и руководства отдельных учебных заведений, что в целом существенно снижало эффективность реализации законодательства в этой сфере.

Об авторе

О. В. Ищенко
Сургутский государственный университет
Россия

Ищенко Оксана Владимировна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом

SPIN 7193-6082 

Сургут



Список литературы

1. Чумаков П. В. Педагогические подходы нравственного воспитания личности // Вестник Новосиб. гос. пед. ун-та. 2011. № 1. С. 7–13.

2. Ищенко О. В. Правила поведения учащихся в учебных заведениях Западной Сибири (последняя четверть ХIХ – начало ХХ в.) // Азиатская Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: проблемы региональной истории: Сб. науч. ст., посвящ. 60-летию профессора, доктора исторических наук А. П. Толочко / Под ред. Ю. А. Сорокина. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. С. 179–196.

3. Красняков Н. И. Имперский фактор в государственном управлении России XVIII – начала XX вв. М.: Nota Bene, 2011. 373 с.

4. Крапоткина И. Е. Казанский учебный округ в конце XIX – начале XX века. М.: ФЛИНТА; Наука, 2011. 160 с.

5. Михеева И. В. Нормативно-правовые акты министерств Российской империи // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2011. № 4-2. С. 207–217.

6. Иванова С. П. Формирование правового поведения учащихся в учебных заведениях России во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 21. С. 47–53.

7. Перцев В. В. Дореволюционная гимназия как воспитательная система // Концепт. 2016. № 3. С. 41–45.

8. Спиридонова Н. Ю. Система правового регулирования отношений в сфере образования // Вестник Чуваш. гос. ун-та. 2014. № 3. С. 289–292.

9. Поликутина Н. В. Классный наставник: проблема взаимодействия семьи и школы в России во второй половине XIX века // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2009. № 3 (Педагогика). С. 125–138.

10. Слепенкова Е. А., Щетинина Н. П. Становление института классного наставника в России во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 22–26.

11. Ватник Н. С. «Огарки»: мифы и реалии гимназической среды 1907–1908 годов // Российская история. 2010. № 6. С. 97–105.


Рецензия

Для цитирования:


Ищенко О.В. Правовое регулирование постановки нравственного воспитания учащихся в учебных заведениях Российской империи второй половины XIX – начала XX века. Юридическая наука и практика. 2021;17(4):5-14. https://doi.org/10.25205/2542-0410-2021-17-4-5-14

For citation:


Ishchenko O.V. Legal Regulation of the Setting of Moral Education of Students in Educational Institutions of the Russian Empire in the Second Half of 19th – Early 20th Century. Juridical science and practice. 2021;17(4):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0410-2021-17-4-5-14

Просмотров: 268


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0410 (Print)