Квалификация правоотношений, возникающих в связи с реализацией права на образование
https://doi.org/10.25205/2542-0410-2023-19-2-55-63
Аннотация
Статья посвящена анализу правоотношений, возникающих при реализации права на образование, с учетом многообразия форм взаимодействия и особенностей правового положения их участников. По результатам рассмотрения отдельных аспектов этих правоотношений сделан вывод о преобладании в правоотношениях частных интересов обучающегося, который указывает на принадлежность образовательных отношений к отрасли гражданского права, требующей регулирования посредством гражданско-правовых механизмов. Отмечается, что часть правоотношений, непосредственно связанных с обучением, имеет гражданско-правовую природу и реализуется в форме договорного обязательства по оказанию образовательных услуг (как для случаев платного обучения на основании заключенного договора, так и для случаев обучения за счет бюджетного финансирования). На основе выводов о правовой природе рассматриваемых отношений выдвигаются предложения о внесении дополнений в главу 39 ГК РФ, позволяющих применять правила этой главы к образовательным отношениям, основанным на бюджетном финансировании. Предлагаемые изменения направлены на обеспечение равных условий обучения и способов защиты гражданских прав обучающихся вне зависимости от источника финансирования обучения.
Об авторе
А. В. АлексееваРоссия
Алексеева Александра Владимировна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права
Новосибирск
Список литературы
1. Санникова Л. В. Правовая природа отношений между образовательным учреждением и обучающимся (его родителями и иными законными представителями) // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2009. Т. 4. № 2. С. 38–54.
2. Шкатулла В. И. Образовательное право России: Учебник для вузов. М. 2015. С. 70–71.
3. Сырых В. М. Образовательные правоотношения: мифы и реалии // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2008. Т. 3. № 2. С. 31–50.
4. Барабанова С. В. Государственное регулирование высшего образования как социокультурная функция государства // Право и образование. 2004. № 3. С. 68–88.
5. Кочерга С. А., Чепурнова Н. М. Правовое регулирование конституционного права граждан как потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования // Право и образование. 2008. № 9. С. 4–16.
6. Кванина В. В. Правовая природа отношений. Студент. Бюджетник. Вуз // Право и образование. 2006. № 4. С. 32–38.
7. Кванина В. В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4. С. 31.
8. Куров С. В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2001. № 6. С. 76–86.
9. Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: монография / Е. Е. Богданова, Л. Ю. Василевская, Е. С. Гринь и др.; под общ. ред. Л. Ю. Василевской. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 192 с.
10. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 4 (113) апрель. С. 62.
11. Кобчикова Е. В. Общая характеристика договора возмездного оказания образовательных услуг // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2010. № 2 (2). С. 138–142.
12. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 261 c.
Рецензия
Для цитирования:
Алексеева А.В. Квалификация правоотношений, возникающих в связи с реализацией права на образование. Юридическая наука и практика. 2023;19(2):55-63. https://doi.org/10.25205/2542-0410-2023-19-2-55-63
For citation:
Alekseeva A.V. Qualification of the Legal Relationships Arising in Connection with the Realization of the Right to Education. Juridical science and practice. 2023;19(2):55-63. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0410-2023-19-2-55-63