ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
В статье, прежде всего, на основе законодательства и архивных материалов последовательно рассматриваются условия, идеи, направления и средства автономизации в управлении кавказским регионом. При этом поддержание устойчивости единого политико-правового пространства имперского государства требовало от властей проведения планомерных мероприятий с учетом социально-политических и правовых традиций местного полиэтничного населения. Автор анализирует различного рода законодательные акты по регламентации особенностей должностного статуса наместника в кавказских территориях Российской империи. Утверждается, что военно-народное управление, преимущественная роль в местной административной системе военного министерства вели к подчинению управленческих структур региона в преобладающей степени непосредственно императору.
В статье анализируются воззрения русских эмигрантов-монархистов 1920-х гг. на способы обеспечения единства России. Рассмотрены позиции трех основных идейных групп монархической эмиграции: правых консервативных партий, левых либеральных обществ и центра. Особое внимание уделено архивным материалам Рейхенгалльского съезда русской эмиграции 1921 г. Различные монархические организации, несмотря на разницу во взглядах на будущее устройство государства, сходились на двух основных путях обеспечения национально-территориального единства: предоставление отдельным регионам прав национально-культурной автономии совместно с широким местным самоуправлением и формирование гражданской нации.
В статье рассматриваются первые попытки упорядочения узаконений в сфере церковного права в процессах систематизации законодательства в России в 1820–30-е гг. Показывается место систематизации духовных узаконений в юридической политике и планах М. С. Сперанского по наведению порядка в законодательном массиве России после издания Полного собрания и Свода законов Российской империи. Освещается деятельность Святейшего правительствующего Синода – высшего государственного органа по делами Русской Православной Церкви – по упорядочению церковных узаконений и попыткам создания сборников узаконений на основе инициативных частных проектов епископа Августина и секретаря канцелярии Синода Я. М. Гиновского. Также дается анализ концепции, хода подготовки и итогов рассмотрения в 1835–1836 гг. главного межведомственного проекта Святейшего правительствующего Синода и Второго отделения Собственной и. и. в. канцелярии по созданию Собрания законов по духовной части, которым руководил А. П. Куницын.
Противодействие коррупции включает в себя в первую очередь профилактику, что подразумевает использование контролирующих механизмов в наиболее коррупциогенных сферах. Одной из них является государственное управление. Дополнительным средством противодействия коррупции должна стать государственная информационная система (далее – ГИС) «Посейдон». Однако в настоящее время действие этой системы не распространяется на муниципальный уровень, что, по мнению автора, нарушает принцип единства публичной власти и требует исправления.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Выделены и рассмотрены шесть этапов амнистии капитала, проведенной в Российской Федерации, начиная с 1993 г. и заканчивая 2022 г., которые были связаны с принятием новых (усовершенствованных) правил ее осуществления, содержащихся в отдельных специальных законах и иных нормативных правовых актах. Для каждого периода определены наиболее значимые и выгодные преференции для декларантов и выявлены условия, которые оказались сдерживающим фактором для налогоплательщиков при принятии ими решения о добровольной легализации и последующего возврата отечественных средств из-за рубежа. В контексте формирования и развития цифровой экономики установлены пробелы в действующем законодательстве и разработаны предложения по его совершенствованию. В частности, сделан вывод о том, что в случае возобновления механизма по добровольной репатриации капитала из-за рубежа он должен распространять свое действие на всех лиц без учета их правового статуса; необходимо включение цифровых прав, цифровых валют и брокерских счетов в список объектов, подлежащих декларированию в целях амнистирования; целесообразно проведение редомициляции из всех стран для юридических лиц, желающих вернуть отечественный капитал из-за рубежа.
В последнее время Великобритания и ЕС приняли законодательство в области генеративного искусственного интеллекта, использовав разные модели правового регулирования. Китай на основе опыта разных стран занял эклектичную позицию по отношению к генеративному искусственному интеллекту. Управление по вопросам киберпространства КНР опубликовало ряд нормативных правовых актов по регулированию сервисов генеративного искусственного интеллекта, создающих контент на основе массивов данных. В статье представлен обзор правового регулирования в области генеративного искусственного интеллекта, проанализированы недостатки и особенности китайского законодательства в этой сфере, предложены рекомендации по его совершенствованию, которые могут быть использованы в том числе для изменения российского законодательства в этой области.
Участники гражданских правоотношений ведут переговоры в различных ситуациях, которые обобщенно можно представить в двух видах: как стадия, предшествующая заключению договора, и как способ разрешения спора, который может быть эффективнее, чем судебное разбирательство. Навык ведения переговоров дает возможность разрешать спор, не прибегая к юрисдикционной форме защиты, однако он требует формирования, в первую очередь, в ходе обучения по профилю «Юриспруденция». Несмотря на то что ряд дисциплин предусматривают в качестве одной из форм текущего контроля проведение деловых игр, этого недостаточно для формирования переговорного навыка. Полагаем возможным включать в учебные планы образовательных программ отдельную дисциплину – «Переговоры как способ разрешения гражданско-правовых споров», которая будет направлена на развитие соответствующего навыка у студентов. В свою очередь, формирование культуры ведения переговоров и приобретение навыков студентами юридического профиля создаст больше возможностей для разрешения гражданско-правовых споров в неюрисдикционной форме.
В статье анализируется такая мера, как отобрание ребенка по решению органов опеки и попечительства, которое допускалось в 1927–1968 гг., после чего было отменено, а с 1996 г. снова вернулось в семейное законодательство и стало допускаться не во всех случаях ненадлежащего родительского поведения, а только при наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка. Также дается оценка законопроектов, посвященных реформированию норм Семейного кодекса РФ об отобрании ребенка по решению органов опеки и попечительства. В статье приведены аргументы в пользу законотворческой идеи о необходимости лишения органов опеки и попечительства полномочий по самостоятельному внесудебному изъятию ребенка из семьи и оставлению данных полномочий только у сотрудников полиции.
Сотрудничеству, осуществляемому в рамках государственно-частного партнерства, присущи высокие риски недобросовестного поведения сторон соглашения. Рассматриваются обстоятельства, побуждающие к недобросовестному поведению государства и частных партнеров. Установлены этапы реализации проектов государственно-частного партнерства, на которых риск недобросовестного поведения является наиболее высоким. Предложены рекомендации, направленные на минимизацию таких рисков. Делается вывод о необходимости увеличения прозрачности проводимых процедур, расширения параметров, учитываемых и контролируемых при принятии решений в рамках государственно-частного партнерства, важности подробной документальной фиксации фактов хозяйственной жизни и привлечения общественного внимания к государственно-частному партнерству.