Аннотация
Рассматриваются пути преодоления коррупции в органах следствия и дознания путем совершенствования курса криминалистики и учреждения и внедрения нравственно-исторической школы. Названы истоки и первопроходцы нравственно-исторической школы криминалистики, приведены их взгляды на качества правосознания следователя с психологической стороны: принципиальность, наличие твердых нравственных убеждений, умение в сложных конфликтных ситуациях оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам, нетерпимость ко злу, стремление к справедливости, высоконравственному поведению в отношениях с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, исключающее физическое или психическое насилие. Утверждается, что общение следователя с подследственным не должно основываться на обмане и безнравственности; в такой профессии необходима нравственная стойкость и непоколебимость в обстановке тотального соблазна и коррупции, умение эффективно противостоять незаконному прессингу, беззаветная преданность делу в любой обстановке, бескорыстие и гуманизм. Названы направления приложения содержания нравственно-исторической школы криминалистики: разработка и принятие этического кодекса криминалиста, присяги криминалиста, совершенствование или принятие подобных кодексов для разных категорий служащих правоохранительных органов и субъектов органов правоприменения; внедрение в образовательный процесс по криминалистике интерактивного изучения кинодокументов по истории создания разделов и отраслей криминалистики, политических процессов, Нюрнбергского процесса, розыска и осуждения нацистских преступников и их пособников, расследования катастроф, терактов, гибели политических и культурных деятелей, расследования резонансных преступлений разных эпох и последних лет; возвращение к подробной разработке и внедрению в обучение юристов четких критериев допустимости тактических приемов; создание в государственных, правоохранительных органах саморегулируемых сообществ, в которые можно было бы обращаться в случаях коррупционного давления.