Путь цифровой трансформации образовательных моделей в контексте подготовки юристов международного профиля в Китае
https://doi.org/10.25205/2542-0410-2025-21-3-5-15
Аннотация
В настоящее время глобальное регулирование вступило в новый период стремительных изменений, и Китай остро нуждается в большом количестве юристов-международников для защиты своих интересов. Традиционное юридическое образование имеет очевидные недостатки, включая устаревшие концепции преподавания, методы обучения и многие другие проблемы, особенно в условиях нынешней относительной нехватки юридической практики. Если своевременно не использовать цифровые средства для оптимизации содержания и методов обучения, это неизбежно окажет негативное влияние на образование и подготовку юристов-международников в Китае. В этом контексте особенно важно внедрять инновации в процесс обучения юристов-международников на основе цифровых технологий. Искусственный интеллект и другие цифровые технологии открыли новые возможности для образования китайских юристов-международников. Повышение качества подготовки кадров достигается через междисциплинарную интеграцию, рыночно-ориентированную практическую деятельность и конкретные меры: создание цифровой системы учебных курсов, внедрение цифровых форматов обучения и углубленное развитие цифровых образовательных платформ. Такая цифровая трансформация в образовании юристов-международников будет способствовать развитию данной сферы и предоставит ценные ориентиры для формирования государственной политики в соответствующих ведомствах.
Ключевые слова
Об авторах
Шаосюе ЦзяКитай
Цзя Шаосюе, доктор юридических наук, доцент
Шанхай
Яо Ли
Китай
Ли Яо, доктор юридических наук
Шанхай
Список литературы
1. 黄进:《完善法学学科体系,创新涉外法治人才培养机制》,载《国际法研究》2020年 第3期,第7-10页。[Хуан Цзинь. Улучшение системы дисциплины юриспруденции и инновационный механизм подготовки юристов-международников // Исследования в области международного права. 2020. № 3. C. 7–10.]
2. 郭为禄:《涉外法治人才培养策略的辩证思考》,载《法学教育研究》2024年第2期,第17-22页。[Го Вэйлу. Диалектическое мышление о стратегиях подготовки юристов-международников // Исследование в области юридического образования. 2024. № 2. C. 17–18.]
3. 黄惠康:《破解法学教育困局 加强高素质涉外法治人才培养》,载《中国高等教育》2024 年第2期,第18-23页。[Хуан Хуэйкан. Решение дилеммы юридического образования и усиление подготовки высококачественных юристов-международников // Китайское высшее образование. 2024. № 2. C. 18–23.]
4. 刘亚军、张羽佳:《英国涉外法治人才培养模式及其启示》,载《法学教育研究》2024 年第1期,第307-323页。[Лю Яцзюнь, Чжан Юйцзя. Британская модель подготовки юристов-международников и ее опыт // Исследование в области юридического образования. 2024. № 1. C. 307–327.]
5. 刘蓓:《论AI与法学教育耦合赋能的动因、范式及进路》,载《法学教育研究》2020 年第3期,第3-18页。[Лю Бэй. Взаимодействие ИИ и юридического образования: причины, модели и пути развития // Исследование в области юридического образования. 2020. № 3. C. 3–18.]
6. 刘蓓、戚瀚文:《论“AI + 法律”背景下法学教育供给侧改革》,载《河北法学》2023 年第6期,第157-175页。[Лю Бэй, Ци Ханьвэнь. Реформа в юридическом образовании в эпоху «ИИ + право» // Хэбэйское право. 2023. № 6. C. 157–175.]
7. 郑庆华:《人工智能赋能创建未来教育新格局》,载《中国高教研究》2024年第3期,第1-7页。[Чжэн Цинхуа. Искусственный интеллект расширяет возможности создания новой модели образования будущего // Исследование высшего образования в Китае. 2024. № 3. C. 1–7.]
8. 闫冬:《论涉外法治人才培养模式的“一体两翼”》,载《中国法治》2024年第2期,第99-102页。[Янь Дун. О режиме подготовки юристов-международников // Китайское верховенство права. 2024. № 2. C. 99–102.]
9. 顾小清:《智能技术赋能教育数字化转型的前沿趋势》,载《中国教育信息化》2024年 第7期,第3-12页。[Гу Сяоцин. Передовые тенденции цифровой трансформации образования с помощью интеллектуальных технологий // Китайская информатизация образования. 2024. № 7. C. 3–12.]
10. 舒瑶芝、胡菲:《法学教育的数字化变革:逻辑、范式及路径》,载《法学教育研究》2023年第3期,第26-45页。[Шу Яочжи, Ху Фэй. Цифровая трансформация юридического образования: логика, парадигмы и пути // Исследование в области юридического образования. 2023. № 3. C. 26–45.]
11. 张文显:《论法学教育同人工智能的深度融合》,载《数字法治》2025年第1期,第4-11页。[Чжан Вэньсянь. О глубокой интеграции юридического образования и искусственного интеллекта» // Цифровое право. 2025. № 1. C. 4–11.]
12. 马怀德:《加快涉外法治人才培养》,载《北京观察》2025年第3期,第28-29页。[Ма Хуайдэ. Ускоренная подготовка кадров в сфере международного права» // Пекинское обозрение. 2025. № 3. C. 28–29.]
13. 杜焕芳:《涉外法治专业人才培养的顶层设计及实现路径》,载《中国大学教学》2020 年第6期,第22-30页。[Ду Хуанфан. Разработка и пути реализации по подготовке юристов-международников // Китайское университетское преподавание. 2020. C. 22–30.]
14. 王淑君:《虚拟现实技术在法学教育中的应用》,载《教书育人(高教论坛)》2020年 第12期,第92-93页。[Ван Шуцзюнь. Применение технологий виртуальной реальности в юридическом образовании» // Воспитание через преподавание (Форум высшего образования). 2020. № 12. C. 92–93.]
15. 任宇宁:《人工智能对法学教育的影响》,载《中国法学教育研究》2022年第4期,第 63-81页。[Жэнь Юйнин. Влияние искусственного интеллекта на юридическое образование // Исследование китайского юридического образования. 2022. № 4. C. 63–81.]
16. 马道龙: 《中国法律服务市场的开放利大于弊》,载《环球法律评论》2001年第2期,第173页。[Ма Даолун. Преимущества открытия китайского рынка юридических услуг перевешивают недостатки // Глобальное юридическое обозрение. 2001. № 2. C. 173.]
Рецензия
Для цитирования:
Цзя Ш., Ли Я. Путь цифровой трансформации образовательных моделей в контексте подготовки юристов международного профиля в Китае. Юридическая наука и практика. 2025;21(3):5-15. https://doi.org/10.25205/2542-0410-2025-21-3-5-15
For citation:
Jia Sh., Li Ya. The Path of Digital Transformation of Educational Models in the Context of Training International Lawyers in China. Juridical science and practice. 2025;21(3):5-15. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2542-0410-2025-21-3-5-15





















